Вы на странице Подробнее о старорусской иконе/внешние особенности икон старорусского образца
Читать на английском:
switch to English
В этом разделе мы рассматриваем:
- некоторые
Внешние особенности икон старорусского образца;
-
Технику написания таких икон, и
- ссылки на ресурсы Интернет, посвященные иконам, иконописи и христианству
Как иконописец, я выбрала своей дорогой написание именно икон старорусского образца. Часто меня спрашивают, почему, и чем они отличаются от других икон?
Пишу иконы по старорусскому образцу, потому что, и это самое главное, именно такие иконы отзываются больше всего в моей душе. Наверное, это связано с тем, что я русская и живу в России.
Стоит сразу же отметить, что слова "старорусская икона" объединяют многие школы и периоды развития иконописи на Руси, и я стараюсь понимать под этими словами период расцвета иконописи, когда она приобрела наиболее яркие отличительные черты, и обычно таким признается период 15-16 вв.
Старорусская икона этого периода достигла чрезвычайной выразительности. Это уникальная традиция, которая, вместе с тем, сложна при исполнении, и поэтому сейчас забывается - может быть и это одна из причин, почему я занимаюсь старорусской иконописью: мне хочется, чтобы старорусская икона продолжала жить, продолжала развиваться.
Поэтому, начнем по порядку:
Что такое икона?
Икона - это написанное в строгих, установленных церковью правилах, изображение святого характера. Поскольку икона написана в строгих правилах, и поскольку икона - это больше, чем просто изображение - икона не вполне является личным творчеством, и не вполне "принадлежит" иконописцу.
Икону стоит отличать от живописи на религиозные темы - такая живопись не написана в строгих церковных правилах, поэтому не может является иконой в строгом понимании. Также стоит отличать икону от настенной живописи, включая фрески и мозаику, от книжных миниатюр, и от исполнения духовных изображений другими способами - вышивкой, чеканкой, литьем и другими.
Наконец, необходимо помнить, что икона становится иконой как таковой только после ее освящения церковью по соответствующему обряду; до освящения иконы ей нельзя молиться, а после освящения ее уже нельзя продавать, потому что нельзя продавать святое.
Что отличает старорусскую икону?
Старорусская икона представляет тонкое письмо желтковой темперой по прорисям, используя линии прорисей, условный объем и плавные переходы цвета.
Итак, элементы старорусской иконы:
Прорись - это рисунок будущего изображения на иконе линией. Прориси делаются в соответствии со строгими, сформировавшимися правилами, и после того, как икона однажды создана, прориси служат иконописным образцом - поэтому иконы повторяют однажды заданные линии снова и снова, ведь считается, что известный иконописец, создавший икону, достиг в них совершенства образа. С чудотворных икон делались списки и создавались иконные образцы – прориси точно повторяющие размер и контур чудотворной иконы и имеющие отличия варианты, поэтому одинаково именуемые иконы могут между собой отличаться.
Тонкое письмо - предполагает проведение тонких линий рисунка и тонкие переходы одного цвета в другой. Старорусская икона является образцом очень тонкого письма, которое достигнуто также благодаря использованию особенных красок, созданных на яичном желтке - желтковой темперы.
Плавные переходы от одного цвета к другому - также возможны благодаря желтковой темпере, с которой используется особая техника письма и проведения линий.
Покрытие лаком – особый длительный процесс, позволяющий защитить икону от внешних воздействий - влаги, копоти, пыли и создать прозрачный слой между образом и человеком.
Поэтому икона не является картиной в классическом смысле этого слова - у старорусской иконы уже заранее задан рисунок (прорись), манера и детализация письма, а также оформление работы лаком. И тем не менее, это не менее сложный процесс, потому что даже использование прорисей и овладение техникой письма не гарантирует хорошее исполнение - здесь имеет значение чувство цвета иконописца: от того, какие по цвету приготовлены краски для достижения цветовой гармонии в иконе.
Для того, чтобы нагляднее показать, чем отличается икона старорусского образца от иконы реалистического письма, и от икон "нового стиля", разберем особенности на примере:
Реалистическое изображение образа. Реалистическая манера изображения является новой по отношению к старому письму. Такое письмо появилось в иконописи со второй половины 17 века, но уже во второй половине 19 - начале 20 века выросло число заказчиков на иконы старого письма. При реалистической манере письма создается объемное изображение, при котором линия рисунка как элемент стиля полностью отсутствует. Пробела на лике и открытых частях тела, пробела на одежде как элемент стиля для изображения условно выраженного объема полностью отсутствуют. Для создания реалистического изображения иконописцы использовали масляную краску или на одной иконе использовали и масляную краску, и темперу. Икона имела защитное покрытие лаком. |
Изображение образа совмещает в себе элементы реалистического изображения и старого письма. При таком письме используются прориси, но линия прорисей подчеркивает отдельные элементы изображения. Отличается от старого письма техника написания лика: начально проложенный цвет лика далее не изменяется, что по-другому в старом письме: начально проложенный цвет лика изменяется наносимыми сверху слоями охры, охрению в старом письме придается большое значение. Икона может не иметь защитного покрытия. |
Образ в традициях старого письма иконы старорусского образца). Приняв от Византии в конце X века иконописное письмо, русские иконописцы развили иконопись в национальном духе, отточили стиль на основе линии и цвета. Линия является элементом стиля, при письме используются прориси - совершенный рисунок образа линией. В прорисях лика присутствует условно выраженная перспектива. Пробела (светлые части на изображении лика и открытых частей тела, на одежде) передают условно выраженный объем. Икона пишется желтковой темперой - краской на основе желтка и цветового пигмента. Такая темпера позволяет проводить очень тонкие линии очень тонкими кистями и добиваться плавного перехода от одного цвета к другому. Писание лика начинается с прокладывания цвета, который меняется взависимости от проложенных сверху слоев охры. Икона имеет защитное покрытие лаком. |
Таковы основные зрительные моменты, которые отличают иконы старорусского образца. И, наконец, можно поговорить о не менее важном, хотя не столь наглядно заметном отличии - о
технике и процессе написания иконы старорусского образца.
|