Вы на странице Подробнее о старорусской иконе/техника написания икон
Читать на английском:
switch to English
В этом разделе мы рассматриваем:
- некоторые
Внешние особенности икон старорусского образца;
-
Технику написания таких икон, и
- ссылки на ресурсы Интернет, посвященные иконам, иконописи и христианству
Техника написания икон разделяется на несколько этапов:
Этап 1 (заказ доски):
Иконописец продумывает какая нужна доска (размер, дерево, ковчег) и заказывает ее у мастера по столярному делу. Доска для иконы изготовляется особым образом: с обратной стороны доски, с торцов доски врезаются шпонки, предотвращающие изгибание. Лицевая сторона доски композиционно делится на поле и ковчег – ковчег посредине, а поле по краям. Ковчег может быть выражен условно – линией, а может быть углублен, и соответственно лицевая сторона доски может иметь гладкую поверхность или иметь углубление. Поле может быть узким или широким.
Этап 2 (обработка доски):
Готовая доска проклеивается и оклеивается тканью (паволока). Поверх паволоки наносится несколько слоев грунта, который изготовляется самостоятельно из мела и животного клея. Созданная поверхность шлифуется. Подготовка доски к работе - это достаточно длительный процесс, который может занимать до 1 месяца.
Этап 3 (нанесение прориси):
На готовую поверхность доски переводится прорись, которая затем углубляется графьей (специальной иглой). Прорись - это рисунок линией, изображение которых признанно церковью совершенным и является наследием старорусского иконописного стиля.
Этап 4 (подготовка краски):
Работа цветом начинается с подготовки краски - желтковой темперы, которая изготовляется иконописцем самостоятельно на основе цветового пигмента и желтка яйца. Краска изготовляется индивидуально для каждой иконы в соответствии с образом и символикой цвета. Большое значение для работы имеет чувство цвета иконописца, какие краски приготовлены для достижения цветовой гармонии в иконе.
Желтковая темпера – краска, слои которой просвечивают один через другой. Желток содержит яичное масло, придающее слоям краски неповторимую эластичность и прозрачность. Поэтому при освещении иконы, особенно колеблющемся светом свечи, меняется не только яркость, но и цвет изображенного образа, образ как бы движется, оживает.
Этап 5 (первоначальное нанесение краски):
Приготовленная краска наносится поверх прорисей в соответствии с техникой письма, которая включает в себя разнообразные приемы – плавь (большие густые пятна, тонко наплавленная краска), штрих, втирание краски всухую.
Техника письма желтковой темперой позволяет добиваться тонких (плавных) переходов от одного цвета к другому и проводить очень тонкие линии. Для проведения очень тонких линий нужны кисти, которые иконописец изготовляет самостоятельно из беличьего хвоста.
Этап 6 (работа краской, некоторые шаги):
Работа цветом ведется в определенной последовательности с учетом сохранения линий прорисей и выражения условного объема. Для выражения условного объема в одежде прописываются иконописные детали – пробела (высветленные части) в определенной системе. Для прописывания лика и открытых частей тела готовится санкирь – краска, которая в зависимости от выражения образа может иметь темно-оливковый цвет, темно-зеленовато-коричневые, темно-красно-коричневые, темно-коричневато-золотистые оттенки. Темные оттенки санкиря позволяют при дальнейшем писании менять его начальный цвет проложенными поверх слоями охры (этот процесс называется "охрением"). Охрению придается большое значение – охра сплавляет слои изображения, создавая тонкие переходы одного цвета к другому, и одновременно позволяет создавать тонкие слои своего цвета, прозрачно накладывающегося на нижележащие слои. Охра позволяет создать образ, который как бы окутан пеленой.
Для написания условно выраженного объема на лике и открытых частях тела прописываются пробела – светлые части изображения, которые мягко списываются с санкирем лика.
Этап 7 (покрытие лаком):
По окончании письма красочные слои должны хорошо просохнуть перед нанесением защитного покрытия лаком. Покрытие лаком необходимо, поскольку икона предназначается для вечного хранения и соответственно должна быть защищена от влаги, пыли и неизбежно возникающей копоти при горении свечи или лампадки. Покрытие красочного слоя олифой не является хорошим решением, поскольку исходя из своих свойств, олифа чернеет до такой степени, что не видно изображения, отчего олифу называют "варварским лаком".
Процесс покрытия лаком очень длительный, требующий иногда больше времени, чем написание образа, как правило, процесс покрытия лаком занимает ни менее полутора-двух месяцев.
Во избежание появления пятен в красочном слое при покрытии лаком, я дополнительно слегка промасливаю красочный слой масляной эмульсией на основе яйца и вареного льняного масла и тонко прозрачно покрываю поверхность воском ("вощу"), а затем накладываю несколько слоев копалового лака, просушивая каждый слой. Если требует ситуация, то смешиваю два лака – копаловый лак и хорошо отфильтрованный лак на основе алкидной смолы, и покрываю поверхность таким составом. По окончании, поверхность просушивается, шлифуется и слегка вощится, в результате приобретая тонкий серебрящийся блеск.
Этап 8 (освящение):
С того момента, когда закончена работа над изображением, икона еще не является законченной, потому что она еще не является освященной. Именно поэтому ее можно продавать. После того, как человек приобрел икону, ее освящают, чтобы можно было ей молиться. Тогда она уже становится иконой в полной мере.
|